Александр Ким: Оценка кадастровой стоимости земли должна быть объективной

Первый заместитель губернатора Югры Александр Ким в режиме видеоконференции провел заседание межведомственной рабочей группы по координации мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании бюджета автономного округа, бюджетов муниципальных образований и вопросам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории региона.

В мероприятии приняли участие бизнес-омбудсмен Ольга Белоножкина, и.о. директора департамента по управлению государственным имуществом автономного округа Андрей Зобницев, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Югре Рафаэль Лутфулин, заместитель руководителя управления федеральной налоговой службы по Югре Светлана Гуляева, представители департаментов финансов и экономического развития автономного округа, департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики, управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и БТИ Ханты-Мансийска. В режиме видеоконференцсвязи к участию в заседании присоединились органы местного самоуправления муниципальных образований.

Во вступительном слове Александр Ким особо подчеркнул, что кадастровая оценка земель населенных пунктов должна быть произведена с четким пониманием последующей экономики процессов, в которые будут вовлечены собственники земельных участков: размер налогообложения, инвестиционная привлекательность, степень благоприятности деловой среды в регионе.

В ходе заседания начальником отдела оценки ООО НПП «УНИВЕРСАЛ» Максимом Сизовым представлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов автономного округа. Он отметил, что стоимость отдельных групп земельных участков существенно не изменилась, а наибольшей переоценке подвергнуты земельные участки девяти группы: предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок. Увеличение стоимости указанной группы изменилось в среднем на 5 — 10%, а в таких муниципальных образованиях как Нефтеюганск, Нижневартовск и Сургут — на 20%.

Представители муниципальных образований отметили, что важная цель кампании по кадастровой оценке земли — выделение земельных участков, предназначенных для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии на практике не достигнута.

Предполагалось, что при оценке кадастровой стоимости земельных участков указанной группы, будет определяться с учетом общественно-социальной значимости объектов недвижимости. Между тем, стоимость таких земельных участков в результате переоценки оказалась настолько значительной, что, очевидно, это повлечет формирование налоговой нагрузки, несоразмерной целевому назначению объектов.

Нарекания вызвали и результаты кадастровой оценки земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и расположенных в границах населенных пунктов.

Рафаэль Лутфулин также отметил, что в настоящее время формируется отрицательная судебная практика по рассмотрению заявлений об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков – в большинстве случае такие заявления судом удовлетворяются, а кадастровая стоимость земельных участков на основании отчетов, принятых судом, составляет значительно меньший размер.

Кроме того, велики судебные издержки, подлежащие взысканию с Российской Федерации – в среднем они составляют 400 — 500 тыс. рублей по каждому заявлению. Таким образом, в случае массового оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, издержки бюджета составят значительную сумму.

В ходе заседания также установлено, что при определении кадастровой стоимости, оценщиком не приняты во внимание судебные акты, в соответствии с которыми стоимость отдельных земельных участков уже определена.

— Не принимая во внимание результаты рассмотрения судом заявлений об оспаривании кадастровой стоимости, оценщик, во-первых, ставит под сомнение судебные акты, вступившие в законную силу, что противоречит федеральному законодательству, а также создает ситуацию, предопределяющую повторное направление заявлений в суд, – отметила Ольга Белоножкина.

При таких обстоятельствах, учитывая большое количество нареканий к результатам отчета, принято решение о необходимости его доработки с учетом всех озвученных замечаний и замечаний, которые поступят от муниципалитетов.

Рабочая группа приняла решение вернуться к рассмотрению этой социально значимой проблемы не позднее конца мая нынешнего года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.